РусскийУкраїнська

Что такое нематериальная мотивация сотрудников?

Любой человек приходит на работу, чтобы заработать денег. Это, казалось бы, очевидно. Руководители активно используют денежные премии как основной стимул к повышению эффективности труда сотрудников. Но в этой стратегии есть и ряд минусов. Стоит обратить внимание руководителей на другие методы поощрения —  нематериальная мотивация сотрудников.

Что такое нематериальная мотивация персонала и зачем она нужна?

Мотивация, не связанная напрямую с финансовыми поощрениями, называется нематериальной. Зачем ее используют?

Работник, который регулярно получает финансовое вознаграждение, привыкает к этому, считает дополнительные выплаты частью зарплаты. Лишение премии он воспринимает негативно, с обидой и гневом на руководителя. Следствием становится падение эффективности труда.

Да и зачастую сотрудник оценивает свою работу выше, чем руководство, поэтому может остаться недоволен размером премиальной суммы. 

Если материальная мотивация перестала работать, или у руководителя нет возможности ее осуществить, следует применить нематериальные способы.

Мы уже выяснили, что схема финансового поощерения сотрудников несовершенна. Однако трудовая мотивация необходима коллективу, как вода любому живому организму —  по данным Gallup высоко замотивированный коллектив работает эффективнее в среднем на 21% с клиентами компании.

Конечно, денежное поощрение преобладает над остальными формами. Однако опросы доказывают, что нематериальная мотивация играет большую роль в командообразовании и поддержке ее трудоспособности.  
Масштабный опрос компании Wrike: среди 5000 сотрудников США, Европы и Австралии около 300 человек слабо мотивированы из-за проблем в общении с коллегами. Примерно 20% респондентов подтвердили, что развитая коммуникация и дружеская атмосфера внутри коллектива действительно мотивирует к труду.

Методы нематериальной мотивации

Наверняка многие слышали, что профессию уборщицы переименовали в менеджера по клининг-услугам. Это яркий пример нематериальной мотивации —  название должности повышает уровень значимости для компании и в обществе. А значит, сильнее мотивирует к труду.

Существует ряд важных критериев, которые удерживают высокий уровень заинтересованности в труде:

  • похвала личная или перед коллективом;
  • доверительные отношения с руководством;
  • возможность карьерного роста;
  • разнообразие выполняемых задач;
  • возможность работать в гибком графике;
  • дополнительные выходные и отпуска;
  • тимбилдинг и корпоративные мероприятия;
  • формирование традиций в коллективе;
  • наставничество внутри команды;
  • дополнительное медицинское страхование и так далее.

Открытость руководства к диалогу с подчиненными оказалась одним из лучших мотивационных способов. Корпоративная культура, построенная на доверительных отношениях и без иерархической системы управления, показывает хорошие результаты эффективности. Многие успешные компании не позволяют своему менеджменту закрывать двери в свои кабинеты. Так они демонстрируют открытость, общность со всем коллективом. У сотрудников складывается ощущение, что они —  единомышленники, а не подчиненные. А Элтон Мейо, американский психолог и социолог, еще в начале 20-го века выяснил, что личная значимость для общего дела и ощущение себя частью команды для 60% работников —  сильная мотивация к эффективному труду.

В Европе и США с 40-х годов используется такой прием нематериальной мотивации как тимбилдинг. Корпоративные мероприятия, поездки, игры и культурное времяпрепровождение сильно сплачивают команду и руководство, выявляет скрытых лидеров, обнажает навыки работников, которые не проявлялись в рабочее время. Кроме того, неформальные встречи помогают наладить дружескую атмосферу в коллективе.

Дополнительные выходные, отпуски, медицинское страхование говорят сотруднику о заботе со стороны начальства, также увеличивая мотивацию. Заботливого начальника не хочется обманывать, подводить и работать не в полную силу. Сюда же можно отнести удобный гибкий график, наставничество, комфортные условия труда. О методах обучения операторов вы можете ознакомиться перейдя по ссылке.

Ваши результаты – наша репутация!

Телеграм Instagram FaceBook YouTube

Статью подготовила: Серебрякова Елизавета.

Заполните форму

Позвольте нашей команде улучшить показатели вашего бизнеса уже сейчас!